Беларусы наверняка уже давно не обращают внимания на супрематические композиции в исполнении коммунальных служб на стенах своих городов. Поэтому польские улицы, пестрящие граффити, первое время выглядят весьма непривычно для тех, кто только эмигрировал.
Местные власти не только не противятся проявлениям уличного творчества, но даже в какой-то мере и поощряют это. Поэтому улицы Белостока полнятся тысячами рисунков: от тегов и «бомб» ультрас местной «Ягеллонии» до огромных муралов. О последних мы сегодня и поговорим.
В Белостоке насчитываются десятки муралов, поэтому пришлось основательно погулять по городу, чтобы составить для вас топ-10 самых интересных.
«Девочка с лейкой»
Начнем, пожалуй, с самой известной фрески — «Девочки с лейкой». Оригинальность произведения, созданного в 2013 году художницей Натальей Рак, заключается в том, что образ вступает в прямое взаимодействие с окружающим пространством, как бы дополняя его. Сегодня мурал стал поистине настоящей достопримечательностью города, которую можно встретить не только на сотнях фотографий туристов, но и на одежде, аксессуарах и предметах обихода.
«Людвик Заменгоф»
Еще одним интересным произведением, которое идеально дополняет городское пространство, является мурал «Людвик Заменгоф», созданный в 2008 году Анджеем Мущиньским. Место для произведения выбрано неслучайно — именно здесь некогда находился дом, где родился и жил создатель международного языка эсперанто. На фреске изображен не только известнейший белосточанин, но и его соседи и хорошие друзья Иаков Шапиро и Авраам Збар, которые были убиты нацистами во время Второй Мировой войны.
«Баланс»
Чтобы полюбоваться «Балансом», придется отправиться на окраину. Мурал, написанный на стене школы, идеально гармонирует с еловыми насаждениями, которые придают картине дополнительный объем. Работа была создана в 2016 году в рамках фестиваля уличного искусства Lumo Bjalistoko. Посыл произведения заключается в том, что человеку иногда необходимо отрываться от обыденных «земных» забот, чтобы найти свой баланс в жизни.
«Liberecon por la Mondo»
Как уже говорилось ранее, Людвик Заменгоф и его язык эсперанто пользуются особым почетом в Белостоке. Поэтому мечта Заменгофа о сосуществовании жителей Земли в свободной многонациональной общине была увековечена в абстрактном мурале с надписью «Liberecon por la Mondo», что в переводе с эсперанто означает «Свобода для мира». Автор фрески Мацей Шупица рассчитывает, что его работа заставит всякого проходящего задуматься, что же мы вкладываем в современное понятие свободы.
«Девочка в маске»
После ряда нападений на расовой почве, произошедших в Белостоке, как ответ на вызов в 2013 году по инициативе ассоциации «Normalny Białystok» итальянскими художниками из группы Chekosart был создан мурал «Девочка в маске», на котором темнокожая девочка перестает бояться быть самой собой и снимает «белую» маску.
«Сотканный мультикультуризм»
Темы мультикультурности города и равенства касается еще один мурал, расположенный на торце здания администрации Osiedle Centrum. Фреска выполнена в виде сотканного полотна (исторически Белосток был городом ткачей) с вкраплениями слов на разных языках и национальных символов разных народов, представители которых проживали или проживают в городе — беларусов, русских, украинцев, евреев, татар и других. Работа создана в 2015 году в рамках акции «Язык любви».
Серия фресок о равенстве и толерантности
Вопрос равенства и толерантности затрагивает и серия небольших фресок неподалеку.
Серия сопровождалась цитатой Иоанна Павла II: «Расизм есть отрицание глубочайшей самобытности человеческой сущности».
К сожалению, доминантная часть композиции была испорчена ультраправыми вандалами. Это показывает, что, судя по всему, вопрос терпимости остается актуальным и по сей день.
«Сельский урожай»
На том же здании, что и серия муралов о толерантности, находится фреска, которая способна вызвать приступ ностальгии у любого беларуса — это «Сельский урожай». Мурал стилизован под советскую мозаику, которые в большом объеме сохранились на белорусских улицах. Картина была создана еще в социалистический период — в 1973 году, и ее написание было приурочено к празднованию «Дожинок» (!).
Сегодня же, находясь на обветшавшем заброшенном здании, этот мурал приобрел дополнительный символизм — символизм неизбежного затмения и гибели той эпохи.
«Wiecznik Białostocki»
Еще одна работа, которая позволяет окунуться в историю, — это мурал, созданный к 100-летию Независимости Польши. Фреска изображает гипотетическую заглавную страницу газеты Wiecznik Białostocki за 12 ноября 1918 года и является попыткой автора воссоздать атмосферу того самого дня, когда страна наконец-то добилась столь долгожданной независимости. В этом здании, кстати, сейчас находится редакция беларусского Radio Racyja.
«Тканая повесть о мальчике и выпечке хлеба»
И, конечно же, невозможно было обойти стороной фреску «Тканая повесть о мальчике и выпечке хлеба». Мотивы картины будут близки каждому беларусу. И это неудивительно, ведь эта работа была создана беларусской арт-группой ТАКТАК в 2015 году. Произведение является отличным примером коллаборации этнических мотивов с современным стрит-артом, а также является самым большим фолк-муралом в Польше.
Данный топ-10 — субъективный взгляд автора на городскую эстетику, актуальность тем и взаимодействие искусства с городской средой. Тем не менее, улицы Белостока скрывают еще десятки других творений, поэтому пишите, какие произведения больше всего нравятся вам!