«Успешный успех» приходит к большинству эмигрировавших далеко не сразу. За любым прорывом стоят огромное желание, упорство и уйма приложенных усилий, а сама адаптация и налаживание быта в новой стране могут длиться и год, и два, и даже более пяти лет. А что, если целеустремлённость в сочетании с переездом не только повысили уровень жизни, но и осуществили мечты, да еще и самым невероятным образом? Сегодняшняя история беларуса — именно такой пример.
Журналист MOST поговорил с гродненцем (а ныне варшавцем) Николаем Кислым, ставшим гитарным мастером и техником у всемирно известных польских музыкантов.
Сидел на алтарях церквей и костёлов — чистил иконы
Николаю Кислому 33 года, и вот уже шесть лет он живёт в Польше. До эмиграции парень работал в сфере, нисколько не связанной с гитарами и музыкой. По образованию — художник-дизайнер, и после получения диплома какое-то время работал в гродненских церквях, костёлах и музее истории религии — чистил и следил за состоянием икон.
Ещё находясь в Беларуси, Николай понял, что в жизни нужно что-то менять. При этом музыкой молодой человек занимался с юных лет: играл на бас-гитаре — что, впрочем, продолжает делать и сейчас в варшавском экстремальном коллективе Disloyal.
— Польша всегда привлекала своими возможностями, да и развитость музыкальной индустрии в стране цепляла: студии, лэйблы. Мировой уровень, — делится аргументами выбора места жительства беларус.
Однако сразу закрепиться в музыкальной сфере оказалось не так просто.
Первые два года жизни в Польше парень работал в автомастерской, куда ему помог устроиться товарищ. Мастерская была уникальная: туда привозили ретро- и маслкары, владельцы которых выкладывали внушительные суммы за полировку, чистку и реставрацию тех или иных элементов и без того очень дорогого авто. Но и там не обошлось без серьезных подводных камней.
— Автомобильная сфера достаточно сложная. «Убиваются» руки, да и химии много — отражается на здоровье. Расклад таков, либо ты работаешь лет пять — и открываешь свою фирму, либо уходишь в менеджмент или в вовсе из профессии. Простым работником там быть тяжело.
Всюду просто «отфутболивали»
Николай проработал на сервисе два года и почувствовал сильный дискомфорт, даже впал в депрессивное состояние: не покидало чувство нахождения не на своём истинном месте.
Примерно тогда он и начал искать способы «пробиться» и основательно закрепиться в музыкальной сфере. Помимо исполнительства, молодой человек всегда был заинтересован и технической составляющей музыкального инструмента, однако не имел никакого опыта в гитарном ремонте. Предстоял длительный поиск мастерских, готовых дать эту возможность: набраться знаний, развить навыки и стать хоть на чуточку ближе к мечте.
— Меня всюду просто «отфутболивали». Из каких-то мастерских получал категоричные отказы, из других — письма с фразой «ты хороший парень, но…», а из некоторых и вовсе не было ответа.
Но желание заниматься гитарами и работать в музыкальной сфере оказалось слишком сильным.
«Я был в шоке. Хотелось работать ещё больше и больше»
В то же время Николай попадает на мастер-класс одного из своих кумиров — Вацлава «Vogg’a» Келтыки — гитариста и сооснователя польской метал-группы мирового масштаба Decapitated.
Там и состоялся иронично судьбоносный диалог, в ходе которого над планами Николая заниматься ремонтом и изготовлением гитар музыкант лишь посмеялся:
— Какие гитары, парень? Ты же машинами занимаешься!
— Ну, это вопрос времени, — заверил Николай.
В один момент длительные поиски и не угасающая настойчивость дали плоды: положительный ответ парень получил из маленькой мастерской в центре Варшавы.
Её владелец — мужчина преклонного возраста — не особо хотел как-либо продвигать своё дело и относился к нему как к хобби. Но Николая это не смутило: ему давался практически неограниченный доступ к работе с материалами и непосредственно музыкальными инструментами.
Невзирая на очень скромную и едва хватающую на жизнь зарплату, парень трудился с утра до глубокой ночи, производя над инструментами все необходимые операции и набивая руку.
Спустя время создал аккаунты мастерской соцсетях, где начал активно делиться результатами и привлекать всё больше клиентов.
Каково же было удивление, когда на один из аккаунтов написал…тот самый Вацлав Келтыка!
Музыкант выслал Николаю на ремонт сначала одну из своих гитар, а после увиденного результата дослал ещё три.
— Я был в шоке. Признаюсь: будучи большим поклонником Decapitated и самого Vogg’a, получить на ремонт его инструмент было чем-то невероятным. Хотелось работать еще больше и больше, — делится впечатлениями беларус.
Вскоре Николаю стало тесно в маленькой мастерской. Жажда развития приводила парня то в одну, то в другую более крупную фирму. Всё чаще в руки стали попадать гитары музыкантов из известных во всём мире групп: Behemoth, Vader, Hate и других. В процессе Николай кооперируется с Владимиром Бураковым — ещё более опытным и известным беларусским гитарным мастером, также с недавних пор проживающим в Польше. Ребята изготавливают для Келтыки два инструмента, один из которых попадает в клип американцев Machine Head (где последний также является гитаристом) и на котором музыкант сразу отыграл более сотни концертов. Теперь Николай является постоянным техником Decapitated и лично Вацлава Келтыки, а круг контактов то и дело расширяется до различных звезд мировой рок- и метал-сцены.
С 2022 года Николай Кислый и Владимир Бураков работают в варшавской фирме RUF Guitars, занимающейся изготовлением первоклассных электрогитар из композитных материалов.