Беларусский художник Евгений Литвинов, известный как LINE, перебрался в Польшу в 2021 году. В эмиграции он продолжает творить, только теперь рисуя рекламные муралы в Варшаве. Он рассказал MOST об адаптации в Польше, работе и заработке, а ещё о том, как бомжевал первое время после переезда.
«Нужно было спасать себя»
В Беларуси у Евгения было своё дело — он выполнял заказы по созданию муралов. Говорит, у него была полная творческая свобода, даже если сотрудничал с госорганизациями: получал примерное описание проекта и создавал его сам — от эскиза до переноса на стену.
В 2021 году Евгений вынужден был уехать из Беларуси. Для переезда выбрал Польшу. Художник рассказывает, что в эмиграции первое время был в глубокой депрессии, приходил в себя.
— Я знал про фирму, где ищут художников для росписи стен. Но не мог туда пойти из-за психологического барьера. Не мог переступить через себя, ведь раньше сам решал, что и где буду рисовать. Имел полный контроль над всем процессом. А в Польше нужно было стать обычным рабочим, который будет выполнять, что скажут. Меня это не очень привлекало.
Чтобы заработать на жизнь, Евгений пошёл на стройку в Варшаве. В основном занимался покраской. Но в какой-то момент у него случился «жизненный кризис», и он оказался на улице. Евгений признаёт, что скатился на самое дно.
И тогда, уже в статусе бездомного, беларус решил написать в одну из крупных фирм по росписи стен в Польше.
— Нужно было спасать себя. Написал им: «Я лучший, и вы не можете меня не взять». И меня сразу пригласили в офис. Не просили СV, просто дали кисти и два часа на пробную работу. Потом прошёл испытательный срок, так и попал на работу в польскую организацию. И вот с декабря 2022 года я работаю художником в Польше.
Месяц для мурала
Начинал Евгений с простого рабочего. Говорит, что нужно было пройти специальную процедуру, чтобы попасть в основной состав и получить возможность браться за серьёзные работы. Но сейчас, спустя полтора года работы в польской фирме, у него хороший заработок. Художник не скрывает: в мае получил «на руки» 11.600 злотых. А по времени работа занимает чуть больше двух недель в месяц.
— Работаем на высоте и в основном рисуем рекламные муралы. Для этого в Варшаве есть согласованные стены. Фирма проходит согласование, и потом мы с командой приступаем. Моя работа — только рисовать. Каждый рисунок находится на стене, как правило, месяц, потом стена готовится под следующий мурал и так без конца. Закрашиваем и потом новый рисуем. На создание одного мурала уходит в среднем 5-6 дней. Фирма подбирает размер, чтобы мы справлялись с работой за выбранный период. Обычно над одним муралом работает команда из пяти человек.
Но есть у Евгения и социальные работы, которые держатся дольше. Одна из любимых — мурал Wyślij Pocztówkę dla Babci («Пошли открытку бабушке»).
— Я понимаю, что это ближе мне, людям. И это не просто реклама Pepsi, которая через месяц будет закрашена.
Нарисовал и забыл
То, как художники работают над муралами в Польше, для Евгения стало открытием. Если в Беларуси все муралы и граффити создаются с помощью баллонов, то в Польше основная работа делается кистями.
— Они используют акрил. Просто добиваются эффекта за минимум вложений. Большинство тут рисуют муралы кистью и акрилом, а для меня это всегда был баллон. У нас в стране очень мало кто рисует акрилом, не считали его краской для рисования мурала. И до сих пор мои коллеги, с которыми я рисовал с 2000-х годов в Беларуси, удивляются, как можно рисовать муралы просто кисточками. В Беларуси 90% всего делается баллонами и только 10% акрилом, а в Польше всё наоборот.
Евгений говорит, что ему несложно было перестроиться на работу кистью: опыт уже был, да и образование соответствующее. Но объясняет, что мурал, созданный баллоном, просуществует больше времени. В Беларуси стремятся, чтобы работа просуществовала как можно дольше, а в Польше многие заказчики заинтересованы в оперативности — «нарисовал и забыл». Сейчас Евгений считает, что хорошо комбинировать разные подходы. Например, основную часть мурала создавать акрилом, а потом «добавлять баллоном».
— В Польше другой подход к созданию муралов с точки зрения коммерции, — говорит художник. — Здесь считают, что муралы гармонично вписываются в окружающую среду. Это и имиджевая работа для организации, когда художники работают кистями. Баннер, может, и дешевле повесить фирме, но есть свои минусы. Например, на ветру материал может стучать и мешать людям.
«Хотел бы поработать над беларусской и украинской тематикой»
За два года в Польше Евгений успел поработать над десятками муралов, причём не только коммерческих Он создал несколько беларусских протестных граффити в Варшаве и Белостоке. И беларусская тематика остаётся одним из его интересов.
— В Беларуси у меня было своё дело, а в Польше я наёмный работник. Пока набираюсь опыта и присматриваюсь. Как встану на ноги, хочу поездить по небольшим городам и посмотреть, как там обстоят дела с муралами, может быть, что-то получится предложить своё. А в целом я хотел бы поработать над беларусской и украинской тематикой в Польше, но вот сработаться с нашими пока сложновато. Хотя я открыт предложениям.
Не забудь подписаться на MOST в Телеграм. Мы главное медиа беларусов в Польше.