Многие уже нарядили ёлку или готовятся это сделать. Традиция украшать своё жилище хвойными ветками восходит к языческому празднику солнцестояния. А первые ёлки с украшениями появился в Германии. Правда эстонцы и латвийцы с этим не согласятся. В 2010 году Рига и Таллинн даже устроили небольшую «ёлочную войну» по этому поводу.
Рассказываем об истории рождественской ели, когда и где она появилась, что ей предшествовало, и во что эта традиция превратилась сегодня.
Языческие предшественники рождественской ели
Хвойные деревья — это вечнозеленые растения, поэтому их «лапки» были символом плодородия и жизни у наших языческих предков. Так что украсить своё жилище хвоей в праздник зимнего солнцестояния — в день, когда рождается новое солнце — хорошая идея.
В разных регионах использовали разные вечнозеленые растения: ель, сосну, омелу, падуб, а там, где потеплее — пальму.
Один из примеров — праздник Сатурналии в Древнем Риме. Его отмечали с 17 по 23 декабря. Торжества были посвящены Сатурну, богу земледелия, возрождения, изобилия и богатства. Была традиция украшать дома ветками вечнозелёных растений.
Также у наших языческих предков были в почёте деревья как таковые. Им поклонялись, приносили жертвы, просили помощи, украшали едой и лентами.
От райского дерева на сцене до наряженной ёлки дома
Исследователи говорят, что традиция наряжать на Рождество ель появилась в ХVI веке на западе современной Германии, среди протестантов-лютеран. Они срубали деревья и приносили их в свои дома, где украшали цветами из цветной бумаги, конфетами, вафлями, яблоками и мишурой, позже появились зажжённые свечи.
Согласно записям Страсбургского собора, первая наряженная ель появилась именно там в 1539 году. Её установили под руководством лютеранского проповедника Мартина Буцера. Сейчас храм принадлежит католикам и находится на самом востоке Франции. Однако, в архивах Страсбурга есть записи о том, что ещё в 1492-м город закупил 9 елей для церквей к Новому году.
Скорее всего лютеране решили наряжать ель, потому что в католической традиции 24 декабря посвящено Адаму и Еве. В этот день на площадях показывали представления о них, в которых использовали ёлки вместо библейского райского дерева. Их украшали яблоками и вафлями (облатками) — символами греха и искупления.
Эстонцы и латвийцы не согласны: война за ёлку
Приносить домой вечнозелёные деревья и там их наряжать додумались лютеране Германии. Но на улице самую первую рождественскую ель украсили, скорее всего, где-то в Ливонии (территория Латвии и Эстонии). И всё равно это были немцы, так как именно они являлись элитой в регионе в то время и проживали в городах.
Известно, что уже в ХV веке объединение купцов и судовладельцев Братство Черноголовых (Bruderschaft der Schwarzhäupter) в своих гильдиях устанавливали наряженные деревья, а потом сжигали их на площадях. Также есть записи, о том, что в 1521 году члены братства выносили ёлки на главные площади Риги и Ревеля (сейчас это Таллин) и украшали их.
В Латвии считают, что первое рождественское дерево на городской площади появилось у них — в 1510 году в Риге. Именно 400-летие этого события отмечали в балтийской столице в 2010-м, что привело к письменной перепалке с мэром Таллина. Глава эстонской столицы утверждал, что именно в его городе была установлена первая наряженная ель — в 1441 году.
Из королевских дворов в каждый дом
Как бы та ни было, традиция наряжать рождественские ели укоренилась в немецких городах, и в XVII веке распространилась настолько, что католические священники начали проповедать против неё среди своих прихожан. Вплоть до XIX века украшенная ёлка ассоциировалась с протестантизмом.
Однако к началу XIX века традиция стала общенемецкой. В это же столетие рождественские ели понемногу стали появляться в высшем обществе и монарших дворах соседних стран — в Австрии, Дании, Великобритании и даже России.
Считается, что мировую известность традиция получила благодаря королевской семьи Великобритании, а именно королеве Виктории и её супругу принцу Альберту.
Они оба имели немецкие корни и наряжали в королевском дворе ель, как это было приняты в их семьях. В 1848 году иллюстрацию с украшенным рождественским деревом в Виндзорском замке опубликовали в газете Illustrated London News. После этого красочные ели стали появляться в домах британцев.
Эту же иллюстрацию, правда слегка перерисованную и без упоминания монарших особ, через два года опубликовали в США, и традиция обрела международный масштаб. Но нужно отметить, что в Америке была большая немецкая диаспора, поэтому про рождественскую ель там знали и раньше.
По всему миру
Сейчас украшать ёлку к Рождеству и Новому году — это международная традиция. Неважно, где живёт человек и какую религию исповедует. Наряженные ели можно встретить в Европе, США, Турции, Китае, на Багамах и даже в Объединённых Арабских Эмиратах.
А вот, например, в Саудовской Аравии праздничное дерево вне закона. Несмотря на то, что некоторые строгие религиозные запреты в стране понемногу отменяют, отметить Рождество с ёлкой тут не получится.