В Польше 16 воеводств и почти 1000 городов. О некоторых из них ходят разные слухи — иногда приятные, но чаще насмешливые. Например, Подляшье поляки считают сельским и не совсем польским регионом. Рассказываем, из-за чего Варшаву называют городом высокомерных снобов, и почему сами варшавяне всех остальных окрестили «слоиками», чем познаньцы похожи на беларусов и какой регион конкурирует с Подляшьем за звание самого отсталого.
«Лучше ночью в деревне, чем днём в Варшаве». Высокомерная столица
В любой стране больше всего достаётся столичным ребятам. Варшава тут не исключение — её жителей считают высокомерными, нахальными, «слишком умными», помешанными на карьере и деньгах. Варшавян могут называть «krawaciarzy» — «белые воротнички». А ещё автолюбители жалуются на грубый и неаккуратный столичный стиль вождения.
Поляки уверены, что жителя Варшавы можно узнать в любом городе — он сам обязательно об этом сообщит и будет требовать к себе особого отношения. Варшавянин обязательно похвастается своим статусом, продемонстрирует дорогие вещи и кучу денег.
«Крестьянин из деревни выйдет, а деревня из крестьянина никогда». Варшавяне не любят всех
Варшавяне в долгу не остаются, и недолюбливают всех остальных поляков, считая их хамами. Особенно достаются приезжим — их коренные жители столицы называют «слоиками», потому что те привозят из своих деревень банки с закатками.
Разделение есть даже внутри Варшавы. Люди с левого берега Вислы считаю правобережье трущобами, куда не стоит соваться даже днём.
«Краков не сразу строился». Первая столица — утончённая или ограниченная
Бывает так, что на роль столицы претендует другой город. С Краковом именно такая история, тем более, что именно он был центром польского государства до 1596 года. Неудивительно, что варшавяне и краковчане н недолюбливают друг друга.
Краков — это туристическая и архитектурная столица Польши. Его жители считаются интеллигентами, людьми культуры и искусства, которые неспешно проводят время в кафешках и театрах, обсуждая литературу и философию. В общем полная противоположность грубоватым варшавянам, помешанным на деньгах.
Если эти стереотипы кажутся слишком приторными (наверное, их придумали сами жители культурной столицы), то есть и другие. Краковчан считают очень скупыми и ограниченными людьми, которые противятся всему новому и часто ссылаются на традиции.
«Познань — город ощущений». Бережливость, порядок и картофель.
Жителей Познани другие поляки считают скрягами. Говорят, что познаньцы настолько бережливы, что проходят по нескольку километров от одного магазина до другого, потому там рогалики дешевле на 16 грошей. Также шутят, что когда житель Познани принимает гостей, то прячет еду,
А ещё люди из этого города, да и всего Великопольского воеводства, помешаны на порядке и чистоте. Считается, что эта привычка им досталась со времен пребывания под властью немцев.
На самом деле, что-то общее прослеживается с беларусами — бережливость, страсть к «парадачку». И любовь к картошке. Поляки считают, что познаньцы едят её целыми днями.
«Горы, горы, горы и снег». Хитрое и пьяное Закопане
Закопане находится рядом с Краковом, но стереотипы о нём совсем другие. Этот город считается зимней столицей Польши, а его жители — скупыми торгашами, которые наживаются на туристах.
Кроме того, обитатели Закопане и всего региона Подгалье славятся своей страстью к алкоголю и дракам.
«Силезской может быть колбаса, а не автономия». Свободолюбивый шахтёрский Катовице
Центр Силезии славится своей угольной промышленностью, поэтому остальные поляки думают, что все мужчины там — сплошь шахтёры, которые разбавляют работу забастовками. А ещё в Катовице заводских труб больше, чем людей, а воздух там настолько грязный и плотный, что его можно резать ножом.
Кроме того, силезцев называют немцами и считают сепаратистами, которые только и мечтают об отделении от Польши. И действительно, в регионе есть движение за широкую автономию — его сторонники называют себя отдельным славянским народом со своим силезским языком.
«В Лодзи ничего не нужно, зато всё можно» Самый депрессивный город
Наверное, больше всего негативных стереотипов досталось Лодзи. Её считают крайне неблагополучной и криминальной, городом алкоголиков и бродяг, тут много неприветливых окраин, разваливающихся текстильных фабрик, обшарпанных старых домов, В Лодзи не происходит ничего интересного, кроме коррупционных скандалов, зато избиения и кражи — постоянно.
Люди здесь резкие и хитрые, они легко заговорят любого и отожмут мобилку так, что жертва ничего и не поймёт. Кстати, местные, пожалуй, больше остальных поляков не любят Варшаву — она находится рядом, и, по их мнению, виновна в упадке Лодзи, так как забрала себе все ресурсы.
«Подляшье? Это ещё Польша?» Самое беларусское воеводство
Белосток — это один большой мем. Как и всё Подляшье, в прочем. Наверное, ни про один регион страны поляки не шутят так много. Это воеводство считается отсталым, чуть ли не застрявшим в каменном веке, деревенским, а ещё не совсем польским.
Остальные поляки уверены, что всё Подляшье слушает диско-поло, коверкает святой польский язык и не любит приезжих. Кстати существует, и противоположный стереотип, согласно которому, это часть Польши самая толерантная из-за своей исторической мультикультурности.
Наверное, апогеем мемов про этот регион стала история одной учительницы. Она рассказала, что её класс начитался страшилок про Подляшье и отказался туда ехать на экскурсию. Дети на полном серьёзе думали, что их высадят из автобуса, и дальше нужно будет ехать на свиньях, а также добывать еду с помощью лука и копий.
«У Жешува есть сила». Консервативный конкурент Подляшья
В споре о самом сельском регионе с Подляшьем конкурирует Подкарпатье и его столица Жешув. Жители этих мест считаются очень консервативными и религиозными, а ещё они любят хорошенько выпить после похода в костёл.
Остальные поляки уверены, что в Жешуве одни деревенские покосившиеся хаты, а по улицам гуляют медведи.
Крестоносцы против тифозников. Северные разборки
Быдгощ — ещё одно место, которое высмеивают за отсталость, запущенность и разруху. Но этот город стал героем мемов также из-за противостояния с Торунем. Неприязнь имеет исторические корни, но сейчас угасает. А ещё лет 10-20 назад жители двух городов ездили друг другу на «забивы». В основном такие драки процветала среди футбольных фанатов.
Жители Быдгоща называют соседей крестоносцами (kryżaki), а те окрестили противников тифозниками (tyfusy). Дело в том, что Торунь основан Тевтонским орденом, а быдгощане раньше часто болели тифом.