Художник Алексей Кузьмич, прославившийся протестными перформансами в 2020 году, съездил в Беларусь, чтобы закончить свой арт-проект, а также заменить паспорт и водительские права. При этом на беларусе «висят» неотсиженные 15 суток административного ареста. Как прошла поездка и заметил ли он внимание силовиков к себе, Кузьмич рассказал «Зеркалу».
По словам Алексея Кузьмича, в Беларусь он приехал для того, чтобы завершить свой художественный проект «Транзит», который начался в 2020 году после вынужденного отъезда художника из Беларуси.
— Смысл акции был в том, чтобы вернуться обратно в какой-то период и момент, — объясняет художник. — «Транзит» — это моя личная история. И опубликовал эту акцию я в свой день рождения, он у меня сегодня. Она не несёт политических отсылок, и каждый может её прочитать по-своему. Это художественное произведение с возможностью открытого прочтения. Я не даю каких-то прямых аннотаций к нему. Я завершил транзит, поставил точку в своём художественном произведении и уехал.
Отчёт о своём пребывании в Минске и завершении художественного проекта «Транзит» он выложил на своём канале в YouTube.
«Было страшно, но мне нужны были документы»
Алексей говорит, что его возвращение на родину и выезд из страны прошли спокойно. Но как именно он пересекал границу, не говорит, отмечает только, что въезжал в Беларусь не напрямую:
— Вообще не понимаю людей, которые ломятся через Литву или Польшу, когда им что-то угрожает. Нельзя разве немножко головой раскинуть и поехать другим путём?
— Вы въехали и выехали через Россию?
— Ну, например, — уклонился от ответа собеседник «Зеркала».
За время нахождения в Минске Кузьмич успел получить новые паспорт и водительское удостоверение.
— Старый паспорт действовал, он выдан на 20 лет. Однако ему было уже больше 10 лет, и по законам ЕС в него нельзя поставить новые визы, поэтому решил поменять, — объясняет он.
Говорит, это было волнительно, так как ещё в 2020 году суд в Минске назначил ему 15 суток административного ареста за обнажённый перформанс на избирательном участке в день выборов. Правда, их художник так и не отсидел — уехал за границу.
— Было страшно, но мне нужны были документы, чтобы не жить в Европе нелегалом, — делится Алексей. — Начал со справки на права. Получил её — всё в порядке. Потом удалось сделать и сами права. После этого я осмелел настолько, что дошёл до паспорта. Сделал все документы и стал легальным человеком.
«За пять минут, пока я ждал, проехало несколько патрулей»
Между тем, по словам Кузьмича, в целом на улицах беларусской столицы стало заметно больше людей в погонах.
— Провести акцию на мосту [через Немигу] было крайне сложно, потому что даже ночью, в то время, когда там никто не ездит, за пять минут, пока я ждал, чтобы была свободная дорога, проехало несколько патрулей, — объясняет мужчина. — Понятно, что если бы я им попался, то не отделался бы административным задержанием. На меня бы состряпали несколько уголовных дел, вспомнив былые заслуги. В Беларуси сейчас вычищено пространство, здесь никто ничего не делает, полный штиль.
Кузьмич отметил, что особенно не афишировал свой визит в Минск и вёл тайную жизнь.
— Нормальной жизнью я там не жил, — вспоминает художник. — Дома не появлялся, телефон не включал, по кафе не ходил, с друзьями и знакомыми не виделся, только близкие люди знали, что я в городе. Короче, вёл образ жизни агента 007.
«Находишься в постоянном напряжении»
Сильно ли изменился Минск за те три года, что он не был дома? Отмечает, что изначально никаких особенных изменений не заметил.
— Как будто ничего не поменялось, и все осталось на прежних местах, — вспоминает Алексей. — А потом проехал по разным районам и, конечно, сложные ощущения от Минска, от Беларуси. С одной стороны, очень приятно было там побывать, а с другой стороны, находишься в постоянном напряжении. От этого никуда не деться. Это что-то наподобие чувств к родителям — ты их любишь, хочешь с ними быть, но очень быстро бежишь от них, хочешь обособиться и жить самостоятельно. Потом опять возвращаешься к ним. Что-то похожее у меня в отношениях с родиной: и люблю, и не люблю одновременно.
По словам Кузьмича, сейчас он на пути во Францию, где собирается работать над своим следующим арт-проектом. Напомним, в апреле 2022 года его задерживала полиция Венеции за проведение перформанса с нацистским приветствием возле российского павильона на Венецианском биеннале. Позже Кузьмич рассказывал «Зеркалу» о том, что его отпустили, составив протокол по трём статьям уголовного кодекса.
Напомним, ранее BYSOL сообщал, что минимум раз в неделю организация получает информацию об очередном задержании вернувшихся в Беларусь.