В Белостоке выступила польская группа «Батюшка». Музыканты играют в жанре black metal, а их концерты напоминают службу в православном храме. Этих металлистов не раз обвиняли в богохульстве, а в Беларуси и России их выступления и вовсе запрещены.
Журналист MOST сходил на концерт «Батюшка» и рассказывает, в чём уникальность этой группы, действительно ли её участники — богохульники и почему польские музыканты выбрали именно православную тематику для своего творчества.
Концепция прежде всего
Концерт проходит в клубе Zmiana Klimata в центре города. На часах 18:00, и у дверей уже собирается народ, многие в чёрных худи с логотипами и названиями любимых метал-групп. Люди общаются, курят, встречают друзей и с нетерпением ждут начала выступления.
Как часто бывает на метал-концертах, начало выступления задерживается. Но люди не скучают: в клубе работает бар с пивом и более крепкими напитками. А в фойе представители выступающих групп продают диски и мерч — майки, худи и другую одежду.
Атмосфера дружественная, собралось несколько сотен человек, слышна польская речь, русская. Все общаются, некоторые знакомятся, кто-то занял места за столиками, остальные выбирают, где лучше стоять на танцполе — поближе к сцене и участвовать в слэме или подальше и спокойно наслаждаться музыкой. Наконец появляется первая группа. Внимание многих привлекает девушка с аккордеоном.
Black metal — один из самых концептуальных жанров метала. Это значит, что творчество группы, каждый её альбом, композиция, сценический образ, подчинены какой-то теме или идеологии.
Концептуальность так или иначе характерна для метал-исполнителей разных жанров. Так, коллектив, где играет аккордеонистка, — это фолк-метал-группа Varang Nord из Латвии. Их тематика — викинги, фольклор, древние мифы, народные песни. Примечательно, что последний альбом команды полностью записан на латгальском языке.
Православие и black metal
На концерте играют ещё две группы — канадцы Aeternam (их концепция — история исламского мира) и россияне «Аркона» (поют о славянском язычестве). «Батюшка» выступает последней как хэдлайнер.
По клубу распространяется запах горящего воска, начинаешь чувствовать себя, как в настоящей церкви — это стартовали приготовления к выступлению уникальной команды.
«Батюшка» появилась в 2015 году в Белостоке как анонимный проект — музыканты скрывали свои лица и имена. Первый альбом «Литоургиіа» вышел в декабре, его с восторгом встретили как слушатели, так и критики. Успех пластинки привёл к тому, что группа начала давать концерты и гастролировать.
Уникальность музыки группы в том, что в ней объединены традиционный black metal и православные песнопения, тем самым создаётся особая атмосфера. Концертные выступления дополняют атрибутикой: горящими свечами, перевёрнутыми крестами, иконами и схимами — одеждой православных монахов.
Основатель группы Кшиштоф Драбиковски говорит, что идея такого необычного симбиоза возникла, когда он слушал православные песнопения на YouTube и увидел такой комментарий под одним из видео: «Божьи гимны более металичны, чем любой сатанинский блэк-метал».
— Это заставило меня задуматься, и в итоге родилась идея создать музыкальный проект, который бы соединял в себе элементы блэк-метала и традиционных литургических песнопений православной церкви.
Запреты в России и Беларуси
Музыканты выходят на сцену в традиционных монашеских одеяниях — схимах. Даже украшения на них такие же, как у монахов, только кресты перевёрнуты. Композиции исполняются на церковнославянском языке, а религиозные тексты переделаны таким образом, как будто они произносятся не от имени молящегося, а от имени бога: «Помилую́ тебе по вели́цей мило́сти Моей, по множе́ству ще́дрот Моих, Очищу́ беззакони́е твое».
Всё это стало причиной того, что группу обвинили в богохульстве. Первыми критиками стали православные активисты из России. На все обвинения Кшиштоф Драбиковски отвечал, что призывы запретить «Батюшку» — это, своего рода, комплимент для группы.
— Не в моих правилах что-то кому-то объяснять. Я не понимаю, зачем это делать. Всё, что я хотел сказать, есть в альбоме, больше мне добавить нечего. Это неоднозначная пластинка, она даёт большой простор для интерпретаций. Восприятие многих культурных феноменов во многом зависит от нас самих, от наших взглядов, опыта, прочитанных книг и так далее. Люди, о которых вы говорите, вероятно, нашли в нашем альбоме то, что хотели найти. Мне нет дела до их мнения, и строить с ними диалог мне тоже неинтересно.
Диалога строить не желала и противоположная сторона. В итоге уже в 2016 году под давлением православных активистов запанированные в Москве и Санкт-Петербурге концерты «Батюшки» отменили. Такая же участь постигла и выступление группы в Минске.
Попытка запретить группу была и в Украине. В 2021 году музыканты отыграли на фестивале «Файне місто», после чего глава города Тернополя заявил, что недопустимо очернять доброе имя фестиваля языческими мессами. Стиль и риторика сообщения очень напоминали советские или российские предупреждения об ответственности.
— Либо организаторы обязуются проводить фестиваль «Файне місто» без антихристианских групп, символов, без участия групп из России, либо они не будут проводить его вообще. Требую от организаторов немедленно пояснить ситуацию и извиниться перед тернопольцами за антихристианские действия.
Организаторы заявили, что главной целью фестиваля является свобода. Вместе с тем были разговоры о том, чтобы перенести его в более толерантную часть Украины.
Батюшка-то ненастоящий
Музыканты на сцене полностью соответствуют избранной концепции. Выступление действительно похоже на «тёмный» вариант православной службы. Исполняются ритуалы, горят свечи и перевёрнутые кресты.
Публика внимательно слушает, с удовольствием отвечает «Аминь» на слова «священника», а вместо традиционного для металистов жеста «коза», возносит вверх два пальца. Самые активные дожидаются скоростных моментов в композициях и бросаются в слэм, чтобы вдоволь попрыгать и потолкаться.
В конце выступления «священник» окропляет зал водой и всех благословляет. После слов «Слава Украине!» он удаляется со сцены. Люди начинают скандировать «Батюшка», чтобы услышать ещё одну песню. Но хорошего должно быть в меру, концерт окончен, литургия завершена.
«Это лучшая служба, на которой я был», — говорит один из фанатов своим друзьям, направляясь к выходу.
Интересно, что тем вечером в Белостоке выступал «ненастоящий Батюшка». Дело в том, что, как случается и с религиозными организациями, в группе случился раскол. В 2018 году возник конфликт между основателем коллектива Кшиштофом Драбиковским и вокалистом Бартоломеем Крысюком. Поводом стали в том числе финансовые вопросы.
В итоге теперь выступают две группы с одинаковым названием. «Батюшка Драбиковского» считается фанатами настоящим, а «Батюшка Крысюка» — нет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram