10 марта у мусульман начался священный месяц Рамадан. В течение 30 дней верующие держат пост: не едят и не пьют от восхода до захода солнца. MOST поговорил с беларуской Натальей Папковой — политической активисткой, которая приняла ислам после переезда в Польшу. Женщина рассказала, как принятие ислама изменило её жизнь, как на это отреагировали её друзья и родители и как эта религия сочетается с феминизмом.
Наталья Папкова родилась в православной семье. Она вспоминает, что родители праздновали Пасху, но на этом проявления религиозности в семье заканчивались. В детском и юношеском возрасте беларуска не испытывала интереса ни к одной религии.
В 26 лет Наталью парализовало без видимой причины
Путь к вере начался, когда в 26 лет Наталью внезапно парализовало без видимой причины. В таком состоянии она месяц пролежала в больнице.
— В один из дней я парализованная неожиданно упала с кровати, — вспоминает женщина. — И после этого, шаг за шагом, я встала на ноги. Это не могло произойти само по себе. Тогда я подумала, что «что-то» мне помогает.
После выздоровления беларуска стала агностиком и начала поиск религии, читала Библию и другие священные писания.
Наталья была одной из организаторок протестов против «декрета о тунеядцах» и в 2017 году из-за преследования со стороны беларусских властей уехала в Польшу. В этой стране беларуска впервые прочла Коран.
«25 марта я организовала акцию на День Воли, а 26 марта пришла в ислам»
В Варшаве Наталья сняла комнату в хостеле. Там же жили двое мусульман из Алжира — один из них впоследствии стал мужем беларуски. Мужчины помогали ей, поддерживали, покупали еду, иногда платили за хостел и разговаривали об исламе.
— В ислам я пришла через Коран, не через людей, — подчёркивает Наталья. — Люди мне подсказывали, показывали, что можно почитать. А дальше я уже сама. Ислам меня привлёк последовательностью, логикой, дисциплиной, чистотой. Это именно то, что мне подходило тогда и подходит сейчас. В своё время Наполеон сказал, что если бы он придумывал для Франции Конституцию, то за основу бы взял Коран.
Беларуска отмечает, что прежде чем перейти в новую веру, она прочла Коран три раза: как человек, как политик и как та, кто приняла решение стать мусульманкой. Ислам Наталья приняла во Львове — в татарской мечети, которая туда переехала из Крыма после аннексии полуострова.
— В 2018 году я поехала во Львов — меня попросили организовать там День Воли. 25 марта я организовала эту акция, а 26 марта я пришла в ислам, — вспоминает она.
«В исламе однополые связи — это грех… но ислам учит заступаться за угнетённых»
Наталья говорит, что у неё достаточно интеллигентные друзья и знакомые, поэтому её переход в ислам они восприняли нормально. Правда, некоторым из них было сложно принять, что их подруга теперь не признаёт алкоголь.
— Но я и без алкоголя остаюсь душой компании, — смеётся беларуска.
Мама тоже приняла выбор дочери.
— Мама сначала удивилась, потом сказала, что я террористка. А потом спросила, что теперь поменяется в моей жизни. Я ответила, что больше никогда не выпью алкоголь, что буду прятать своё тело и так далее. И она сказала: «Если не будешь пить, то и слава богу», — вспоминает Наталья.
Польское окружение также спокойно относится к выбору Натальи. Однако «менее интеллектуальные люди» могут задавать странные вопросы, например, почему мусульманка носит джинсы. «Естественно, я буду на работу ходить в джинсах, если я работаю в магазине. В абайе* будет неудобно», — отвечает в таких случаях она.
«Полицейские надели перчатки и начали что-то искать. Бомбу, наверное»
Наталья вспоминает, что в Варшаве её два раза чуть не избили за внешний вид: один раз — в центре, второй раз — в районе Прага. Иногда к ней подходят и полицейские. И если на беларусских акциях они уже привыкли к женщине в платке, то её появление на вокзале в час ночи вызывает вопросы.
— Я люблю кормить бездомных, — объясняет Наталья. — И вот я иду в платье, в хиджабе и с двумя большими вёдрами из-под майонеза. Ко мне подходит полиция и спрашивает: «Что это?» Я говорю: «Еда, иду бездомных кормить». Они сказали открыть вёдра, надели перчатки и начали что-то искать внутри. Бомбу, наверное.
По словам Натальи, помощь тем, кто в этом нуждается, угнетённым — это именно то, чему учит ислам. Следование этому правилу привело в прошлом году к конфликту с участниками акции ко Дню Воли в Варшаве.
По словам беларуски, во время акции «стали гнобить» беларусских анархистов за то, что они пришли с ЛГБТ-флагами. Женщина потребовала перестать это делать и сама взяла радужный флаг в руки: «И вот я в хиджабе и с этим флагом».
— Да, в исламе однополые связи — это грех, — объясняет свою позицию Наталья. — Но если такие люди есть и если им это надо для нормальной жизни, то нельзя их за это гнобить. Все люди имеют одинаковые права. Ислам учит заступаться за угнетённых. Косые они, кривые или ещё какие — извиняюсь за неполиткорректность — это уже не наше дело. Если их угнетают, мы должны за них заступаться и помогать.
«Если хочешь себе вторую жену, то окей, но без меня»
Наталья сочетает с исламом социал-демократические политические взгляды и феминизм. Она не согласна с расхожим мнением, что её вера как-то ущемляет права женщин, и может подтвердить это опытом семейной жизни с мусульманином из Алжира.
Перед свадьбой беларуска и алжирец обсуждали многие моменты, в том числе вопрос о второй жене.
— Я сразу сказала: если хочешь себе вторую жену, то окей, но без меня. Дальше дискуссии не было, — рассказывает Наталья.
Её права соблюдались и в быту.
— В быту он был практически нулевой, — делится беларуска. — Но ничего: за месяц научился убирать, яичницу себе жарить. Я могла прийти с работы уставшей, и он спрашивал, хочу я готовить или нет. Если нет, то мы шли в кафе и там ели. Не было такого, как говорят, что мусульманка — рабыня своего мужа. Ничего подобного.
«Ты женщина, и это я должен тебя уважать, заботиться о тебе и содержать»
Женщина добавляет, что в их отношениях было множество «няшных моментов»: муж был очень заботливым, ухаживал за ней, а каждое утро начиналось с чашечки кофе от него.
— Он никогда не трактовал ислам в свою пользу, мол, ты женщина, и должна то-то и то-то, — продолжает она. — Нет. Ты женщина, и это я должен тебя уважать, заботиться о тебе и содержать. И в Коране это тоже всё прописано. У нас жизнь была построена на уважении, доверии и любви.
Единственной проблемой Наталья называет «адскую ревность» мужа. Она шутит, что супруг ревновал её даже к столбу в мечети. Такое поведение доставляло неудобства, и супруги понимали, что с этим надо что-то делать.
— И он пошёл к психологу. Вылечился. Он всё равно ревновал, но уже мог контролировать свою ревность, — вспоминает беларуска.
С мужем Наталья прожила полтора года, ещё три они жили на расстоянии: у супруга кончилась виза, и он вынужден был уехать на родину. Полететь вместе с ним Наталья не могла, так как Алжир мог выдать её России или Беларуси.
— Три года — это большой срок, поэтому мы приняли решение, что нам лучше будет расстаться, — подводит итог женщина.
Наталья уверена, что ислам предоставляет женщинам много прав. Причиной ограничений, которые есть в некоторых мусульманских странах, беларуска называет не религию, а культурные особенности.
— Беларусские женщины тоже ограничены в правах, — считает Наталья. — В Польше права женщин тоже нарушаются. Тот же запрет на аборты — это ведь нарушение женских прав. Во многих арабских странах точно так же запрещены аборты. И как идёт борьба за женские права в Европе, так она идёт и в других странах.
«По пять раз в день в мечеть не набегаешься»
Из-за особенностей законодательства официальный статус мечети в Польше имеют всего четыре здания: в Гданьске, Белостоке и в двух подляшских татарских деревнях — Бохоники и Крушиняны. А самая большая арабская мечеть Варшавы называется Культурный мусульманский центр. На праздники в конце месяца Рамадан сюда приходит по 3-4 тыс. человек.
— В варшавскую мечеть ходит много арабов, — рассказывает беларуска. — В Польше, как и в остальной Европе, очень котируются арабские айтишники, как и беларусские. Есть люди в мечети из Палестины, из Пакистана. Много людей с постсоветского пространства: таджики, узбеки.
Наталья говорит, что знает несколько девушек-полек, которые перешли в ислам. А в последнее время на молитвах стали появляться и украинки. Есть примеры перехода в ислам и среди беларусов.
— У двух моих друзей были проблемы, по большому счёту из-за алкоголя. Я подсказала, что можно почитать Коран. Они почитали и сказали, что это многое упрощает в жизни, — рассказывает беларуска.
Наталья старается приходить в мечеть по пятницам — это святой день у мусульман, как воскресенье у христиан. Но во время Рамадана она бывает здесь практически каждый день. По вечерам для прихожан организуется ифтар — совместный приём пищи, после окончания дневного поста.
— Молиться постоянно в мечети не обязательно, можно и дома — рассказывает беларуска. — По пять раз в день в мечеть не набегаешься при всём желании. Но если ты на работе например, то можно и дома после работы помолиться. Я разговаривала об этом с имамом, он говорит, что это нормально.
«Строгого запрета ходить в ночные клубы нет»
В целом, по словам Натальи, за последние несколько лет Варшава, хоть и ненамного, но стала удобней для мусульман. Раньше тут был всего один магазин с халяльным мясом. А теперь уже три, правда находятся они неудобно для неё. Также в польской столице сложно найти досуг без алкоголя, но в последнее время открывается много кальянных. «С Францией, где на каждом шагу магазины и мечети, не сравнить, конечно», — отмечает женщина.
Строгого запрета ходить в ночные клубы в исламе нет, но это и не приветствуется.
— Я недавно со своей подругой ходила в ЛГБТ-клуб, а до этого с другом — в обычный клуб. Ну и, честно говоря, я старая для этого — мне уже не заходит, — делится беларуска.
Наталья считает, что ислам «в тему» в любое время. Но если люди меняются, то ислам остаётся таким же, как и раньше.
— В Коране написано, что если хочешь быть хорошим мусульманином, то иди за Кораном, а не за мусульманами, — говорит беларуска.
Не забудь подписаться на MOST в Телеграм. Мы главное медиа беларусов в Польше.