Мигранты, которые нелегально пересекают границу с Польшей и просят о международной защите, как правило, попадают в центры временного содержания иностранцев. Живут там и некоторые беларусы. Павел оказался в таком центре в городе Бяла-Подляска и познакомился выходцами из Африки и Азии, которые попали в Польшу по «беларусскому пути». Об условиях содержания, межнациональных конфликтах и о том, как и за какую сумму мигранты пересекают границу, он рассказал MOST.
«Позвонил брат из Беларуси и сказал, что дома обыски»
Павел не планировал жить в лагере. Он нашёл работу в Кракове и на этом основании подал документы на получение ВНЖ в Польше. Но пока дело рассматривалось, уволился и потерял основание для получения часового побыта.
— Потом позвонил брат из Беларуси и сказал, что дома проходят обыски: что-то ищут, ничего не объясняют, — рассказал беларус.
Так стало понятно, что возвращаться домой опасно. И Павел пошёл в Погранслужбу, чтобы просить о международной защите. Из Кракова мужчину отправили в Бяла-Подляску — так он на два месяца оказался в центре содержания иностранцев.
Бяла-Подляска — небольшой польский город недалеко от границы с Беларусью. Центр содержания, который здесь находится, разделён на две зоны: закрытую и открытую — беженцы, живущие в последней, имеют право находиться за пределами учреждения до 48 часов. Павел попал как раз в открытую часть.
«Христианские интересы приходилось отстаивать»
В центре Павла удивили большие пространства — как в больнице.
— Кровати старые, матрасы и одеяла тоже — со старых больниц, как я понимаю, — описывает он.
Здесь беларус чувствовал себя «в безопасности, но в напряжённости»: большинство соседей по «лагерю» были мусульманами.
— В Беларуси я бывал в местах и похуже, поэтому, как себя вести, я знал. Но христианские интересы приходилось постоянно отстаивать.
«Еда, которая выдавалась в лагере, просто шла в мусорку»
Новоприбывшим в центр выдают так называемые «подъёмные» — 200 злотых, а потом ежемесячно постояльцам положено 70 злотых — «на карманные расходы», как говорит Павел. Он называет эти деньги мизерными.
Кормили беженцев три раза в день, в основном теми продуктами, которые не возбраняется есть мусульманам. Павел вспоминает, что на завтрак, например, давали хлеб с небольшим количеством творога и чай. На обед — 150-200 граммов жидкого супа, овощные оладьи и кусок курицы. На ужин — хлеб с кусочком масла, творог и 10-граммовую упаковку мармелада. Иногда в меню появлялись рыбные блюда: котлеты или жареные полоски филе. Впрочем, даже такими блюдами многие брезговали.
— Очень многие получали переводы от родственников и закупались продуктами. Та еда, которая выдавалась в лагере, просто шла в мусорку, — рассказывает Павел. Также выходцы из африканских стран почему-то выбрасывали средства личной гигиены, которые выдавала администрация, и даже новую одежду и обувь, которую предоставляли при переводе постояльцев из закрытой зоны в открытую.
На территории лагеря было футбольное поле и спортивная площадка, вспоминает Павел. По его наблюдениям, те, кто находился в закрытой зоне, играли в футбол постоянно. Но как только их переводили в открытую часть центра, занятия спортом забрасывали.
Для желающих в лагере проводили интеграционные курсы по польскому и английскому языкам, но «мало кто туда ходил».
«Лёня пытался познакомиться с африканкой»
Вместе с Павлом в лагере было несколько беларусов, украинцев, двое русских, попадали в центр и чеченцы. Но очень много было выходцев из Азии и Африки, в том числе иранцев и сомалийцев.
— Сомалийцы прикрываются Эритреей. Сомали — террористическое государство (имеется в виду, что это страна с высокой активностью вооружённых группировок и частыми террористическими актами; долгое время была базой пиратов. — Прим. MOST), большинство беженцев держали оружие, грабили суда и людей. Никто из них не скажет, что они из Сомали, только между собой. Администрации они представлялись выходцами из Эритреи.
Павел рассказывает, что в центре мужчин было значительно больше, чем женщин — около 90%. Семьи с детьми селили в отдельные комнаты.
— Женщин тоже стараются селить отдельно. Но африканцы жили смешанно. У нас был беларус Лёня, он всё пытался с африканкой познакомиться, но ему это не удавалось, — усмехается Павел.
«Уходите, тут наши женщины готовят»
Администрация старалась селить представителей одной национальности вместе. Однако избежать конфликтных ситуаций всё равно не удавалось. Павел рассказывает, что чаще всего стычки случались между славянами и мусульманами.
— Они не хотят, чтобы мы ходили в коротких майках и шортах. Например, на кухню заходишь, там их забегает толпа, и они нам говорят: «Уходите, тут наши женщины готовят, ты не должен здесь находиться». Через переводчик им объясняешь, что они находятся в другой стране — в другом мире.
Администрация на подобные ситуации не реагировала, отмечает беларус.
Секс-услуги предоставляют на месте
Как и другие беларусы и украинцы, Павел свободное время проводил вне лагеря. Вместе они ходили на работу. Павел признаётся: все осознавали, что это было нелегально, но это был единственный способ заработать деньги, чтобы арендовать жильё и покинуть центр.
Павел говорит, что некоторые женщины, в основным африканки, занимались проституцией. Свою деятельность от администрации они не скрывали.
— Предоставляли свои услуги даже по месту, чтобы им дали денег на продукты. Ездили в Варшаву и в соседние с Бяла-Подляской города, например в Седльце.
Такой вид заработка администрация не пресекала.
— Если нет приводов в полицию, они ничего не сделают, — объясняет беларус.
«Просили купить автобусные билеты в Германию»
Павел отмечает: если славяне терпеливо дожидались решения о предоставлении статуса беженца, то выходцы из других стран воспринимали центр как перевалочный пункт.
— Заводят группу мусульман в лагерь: из них две трети — 10-15 человек — через три дня уезжают в Германию.
Нередко они просили помощи в покупке автобусных билетов у соседей по лагерю, которые имели смартфоны с выходом в интернет.
— Просили купить билеты через приложение и ввести свои данные. Но я никому не советую так делать, за пособничество в нелегальной миграции может быть уголовная ответственность, — добавляет Павел.
«Ставят лестницу к забору: лезьте — прыгайте»
Мигранты рассказывали мужчине, как им удалось пересечь беларусско-польскую границу. Схема была следующей: банковским переводом желающие перечисляли «деньги на Москву». Тарифы разнились в зависимости от страны происхождения мигрантов, но в среднем суммы колебались от 2 до 10 тыс. долларов.
Далее мигрантам предоставляли трансфер до Москвы, где их встречал курьер. Затем часть группы везли в Минск, а других сразу в Брест — к границе. Спустя пару недель «люди в камуфляже без опознавательных знаков» привозили мигрантов к границе и селили их в палатку.
— Спартанские условия, — пересказывает Павел. — Потом в определённый момент мигрантам говорят собираться… Ставят лестницу к забору: лезьте — прыгайте.
Беларус познакомился с иранцем, который до пересечения границы вместе с женой и ребёнком жил в гостинице «Минск».
— Они находились там несколько дней, затем их отвезли в Брест, где они пробыли около двух-трёх недель. Потом их перекинули через забор.
«От беларусов всегда была поддержка»
Из-за конфликтов на религиозной почве Павел покинул лагерь спустя два месяца. Мужчина заработал деньги и снял жильё в Кельце. По словам беларуса, возвращаться в центр он бы не хотел, но о соотечественниках, с которыми познакомился там, у него остались тёплые воспоминания:
— Я познакомился там с двумя беларусами, мы до сих пор поддерживаем общение. Вообще от них всегда была поддержка, в любых ситуациях подставляли плечо. Беларус беларусу беларус.
Не забудь подписаться на MOST в Телеграм. Мы главное медиа беларусов в Польше.