Родители беларуски, живущей в Польше, собирались подарить ей деньги. План был такой: открыть счет в польском банке, положить на него средства, а затем перевести их дочери. Но предварительно она решила выяснить, не придется ли платить с этой суммы налог. Решение оказалось неприятным: в ее случае весь подарок будет облагаться подоходным налогом. MOST изучил выданную беларуске интерпретацию.
Что такое индивидуальная интерпретация
Любой человек в Польше вправе обратиться в Национальную службу финансовой информации (Krajowa Informacja Skarbowa, KIS) с просьбой разъяснить его ситуацию. Это стоит 40 злотых.
KIS выдаст индивидуальную интерпретацию. Такой документ может защитить налогоплательщика в спорных случаях — например, если решение KIS будет в его пользу, а налоговая инспекция по месту жительства выразит иное мнение.
Решения KIS публикуются, хотя данные заявителей не указываются. Беларуска направила заявление в июле, дополнила его в августе, а ответ получила в сентябре.
Почему вообще возник вопрос о налоге, если речь о подарке родителей
В общем случае для сумм, подаренных близкими родственниками, в Польше действует нулевая ставка налога на дарение и наследство, причем независимо от суммы. Для этого есть несколько условий. Во-первых, деньги должны быть переведены банковским или почтовым переводом — не наличными. Во-вторых, получатели должны в течение шести месяцев уведомить налоговую о подарках, заполнив форму SD-Z2 (это не касается только супругов, которые не делили собственность).
Обратим внимание: налогообложение как бы все равно возникает, но применяется нулевая ставка налога, то есть платить ничего не нужно.
Если подарок подпадает под действие закона о налоге на наследство и дарение, то это автоматически означает, что с него не уплачивается подоходный налог. Проблема в том, что не все подарки подпадают под этот закон. Так, не подпадают под его действие подарки, если на день их приобретения ни приобретатель, ни даритель не являлись польскими гражданами и не имели в Польше места постоянного пребывания (в данном случае под этим понимается постоянный ВНЖ).
Беларуска около пяти лет проживает в Польше, она налоговый резидент этой страны и у нее временный ВНЖ. Родители — тоже граждане Беларуси, они не имеют в Польше «места жительства для целей налогообложения». Поэтому заявительница сама сообщила KIS, что средства, которые она намеревается получить, не подпадают под закон о налоге на наследство и дарение, то есть не облагаются этим налогом.
Но возник другой вопрос: если деньги будут получены в Польше (переводом на счет в польском банке), то будут ли они считаться доходом, с которого нужно заплатить другой налог — подоходный? Сама женщина полагала, что нет, но решила перепроверить.
Что решила KIS
Если кратко, то орган счел, что такой подарок будет считаться доходом (с полным обоснованием можно ознакомиться здесь). И с него нужно платить подоходный налог по общему принципу.
KIS разъяснила, что доходом следует считать любую форму имущественного приращения. И платить подоходный налог нужно с любых доходов, кроме исключений, определенных законом.
Если бы деньги подпадали под обложение налогом на наследство и дарение (пусть и по нулевой ставке), то действовало бы как раз такое исключение и подоходным налогом они бы не облагались. Но поскольку ни беларуска, ни родители не имеют в Польше постоянного места жительства, под это исключение они не подпадают. Так что, если родители все-таки подарят деньги, дочери придется указать их в годовой налоговой декларации.
Какой вывод можно сделать
Если вы в Польше планируете получить деньги в подарок от родственников из Беларуси, сначала определите, будет ли он подпадать под закон о налоге на наследство и дарение.
Если у вас есть постоянное место жительства в Польше (вот отсюда следует, что речь идет о сталом побыте или карте долгосрочного резидента ЕС), то подарок будет подпадать под действие закона о наследстве и дарении. И тогда для подарков от близких родственников будет применяться нулевая ставка налога на дарение.
Если же постоянного места жительства в Польше нет, то подарок вообще не будет облагаться налогом на наследство и дарение. Но тогда с него будет уплачиваться подоходный налог.
Вы можете обсудить этот материал в нашем Telegram-канале. Если вы не в Беларуси, переходите и подписывайтесь.



