Сегодня Буча — имя нарицательное. Сотни изнасилованных, сожженных замученных, убитых просто на улице или во дворах своих домов. Вырванные из ушей сережки. Трупы деток, которые держат за руки матерей. Пыточные камеры и подвалы, а рядом — недоеденные пайки и пустые бутылки от виски из чужих баров, оставленные «освободителями».
Украинские эксперты говорят, что Буча и Ирпень — только вершины айсберга. Что там в Херсоне? В пригородах Чернигова и Харькова? Что откроется в Мариуполе, где до сих пор идут уличные бои, но из-за плохой связи нету тех, кто мог бы скинуть «картинку»? Ту самую картинку зверств, которая бы потрясла мир.
Психика работает таким образом, что впечатляет только картинка. Фото и видео. Остальное — в лучшем случае статистика. А если оккупант при отходе успеет замести следы, то кейс становится «спорным», «непонятным», «надо расследовать», «может, фейк», «давайте спокойно разберемся» и так далее.
Суть в другом. Это ведь не первые преступления российской армии даже в новейшей истории. Две Чеченские войны. Грузия-2008. Донбасс 2014-15 годов. Бомбардировки Алеппо. По разным причинам на тех войнах банально не хватило «визуала» — картинки, которая бы облетела и напугала мир.
Сейчас эта страшная «картинка» есть. И мы можем приложить ее на большинство войн, которая вела Россия задолго до Путина.
«Почему я родилась девочкой?»
26 января 1945 года 15-летняя Габи Кёпп (Gabi Köpp) вместе с матерью и сестрой покинула Восточную Пруссию перед наступлением Красной Армии. Товарный поезд с беженцами расстреляли танки. Старшая сестра пропала без вести. Девочка попала в руки советских солдат, которые ее насиловали на протяжении 14 дней… Две недели.
Ей удалось бежать, а потом найти маму в Гамбурге. Мать запретила Габи рассказывать кому-либо про все, что произошло. Габи выросла, занялась наукой, в 1986-м стала профессором университета в Ахене. И лишь за два года до пенсии, в 1992-м, написала свою автобиографию «Почему я родилась девочкой?» (Warum war ich bloß ein Mädchen? Das Trauma einer Flucht 1945).
Судьба Габи — не исключение. Не эксцесс исполнителя. Изнасилования женщин и детей в побежденной Германии были массовыми. Обычно называют цифру в 2 000 000 жертв. Из них от 100 000 до 800 000 — только в поверженном Берлине.
Понятно, что досконально проверить эту информацию невозможно: расследований и фотодокументов нет, а сами жертвы едва ли захотят про это говорить. Даже через годы. Сам кейс всплыл в Германии только ближе к 1990-м, будучи ранее темой-табу.
Женщина — «трофей победителя», как пианино или бритва Solingen
Любому нормальному человеку понятно, что нацизм отдельно, а гражданское население (тем более дети) — отдельно. Для тех, кого данный аргумент не устраивает, есть же истории массовых изнасилований, убийств и грабежей в той же Польше. Если интересно, гляньте фильм «Роза» (Róza) про историю польской вдовы на Мазурах, которую пришли «освобождать» бравые ребята со звездами на пилотках…
То же самое в Западной Украине, Западной Беларуси, Литве, Латвии — везде. Интересно, что множество девушек с польскими фамилиями из Лиды или Гродно волей-неволей оказались после войны женами Сверчковых, Бураковых и Ивановых. Почему? Потому, что своих мужиков выбили. А женщины оказались «трофеями победителей» — ровно как ковер, пианино или бритва Solingen из Восточной Пруссии.
И это та правда, которую наконец-то пришло время сказать. Русский солдат — такой. Русский способ ведения войны — такой. Всегда был таким. Независимо от фамилии правителя или господствующей идеологии. Сжечь, разграбить, убить, а потом поставить памятники самим себе и назвать все это «освобождением».
Женщина — «фашистская подстилка». Ребенок — «будущий фашист»…
Весь спектр русской культуры основан на образе солдата. Это старый вояка из сказки «Огниво». Лермонтовский «Герой нашего времени». Веселый и простоватый «Василий Тёркин». Штирлиц с добрыми глазами. Улыбчивый Данила Багров.
А мастерство пропаганды в том, чтобы каждый раз прятать рога реального персонажа за светлым образом «спасителя человечества». Борца с фашизмом, «польскими панами», терроризмом, капитализмом и т.д.
Ведь если фашист, то его жена — «фашистская подстилка», «еще фашистов нарожает». Его ребенок — «будущий фашист». Его дом — «фашистское логово». И делать там можно что угодно. Главное, в кино этого не показывать. А в жизни война все спишет.
Заметим, что русская культура, даже в лице своих топов типа Достоевского, всегда фиксировалась на теме зла и своей богоизбранности. Вечно «в кругу врагов». Вечный взгляд в бездну. А если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает смотреть в тебя.
Ко всему этому добавим страшную криминализацию (спасибо Сталину). Повальную бедность, все эти маленькие городки типа Волжска или Апатитов. Вечное принуждение в армии: от 25-летней рекрутчины при царе батюшке до дедовщины. Вишенка на торте: тотальное промывание мозгов телевизором последних 10 лет. Вот и весь «рецепт Бучи».
А чего вы еще ждали?..
Конец мифа про солдата-«освободителя»
Феномен Бучи — это кейс обобщения и напоминания, чем российская армия занималась и была всегда. Просто когда русские побеждали (а победителей не судят) или действовали совместно с западными державами (как во Второй Мировой), про такие факты было просто не принято говорить.
Поэтому не надо больше про Тёркина. Не надо про доброго солдата со смекалкой. «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль…». Напомним, что Твардовский начинал «Теркина» еще в 1939-40-м, во время Финской войны — агрессии СССР против Финляндии, которая ни на кого не собиралась нападать. Не надо больше всего этого.
Романтический миф про русского солдата-«освободителя», хотя бы после сожженных женских трупов и мертвых детей в Буче, наконец-то должен умереть. Раз и навсегда.