Зимние праздники невозможно представить без ёлки. За последнее столетие христианская традиция наряжать её распространилась по всему миру, и теперь даже в мусульманских странах можно увидеть яркие новогодние деревья. В Беларуси и Польше украшать ель к Рождеству стали относительно недавно, и нововведение это прижилось не сразу. Рассказываем, где впервые появилась эта традиция, когда она пришла в наши страны, а также кто и почему запрещал рождественские ёлки.
От языческой традиции к христианской
Всё началось с традиции украшать дома ветками вечнозелёных растений к празднику зимнего солнцестояния. Так было принято у многих языческих народов, в том числе у древних римлян во время Сатурналий, которые отмечались с 17 по 23 декабря.
Наряжать целую ель впервые решили немцы-протестанты в XV или XVI веке. На неё вешали яблоки, конфеты, облатки, цветы из цветной бумаги, а позже и свечи. Скорее всего, такая ель символизировала райское древо.
Поставить хвойное дерево посреди городской площади додумались тоже немцы, но из Ливонии — это территория современной Эстонии и Латвии. Столицы этих двух балтийских государств до сих спорят, в каком из городов впервые установили рождественскую ель. Рижане уверяют, что это случилось в Риге в 1510 году, а жители Таллинна возражают, что это произошло у них на 69 лет раньше.
До XIX века украшенная ёлка в германских землях ассоциировалась с протестантизмом, поэтому католические священники настраивали против неё своих прихожан. Но всё же традиция понемногу распространялась, в том числе и в других европейских странах — благодаря немецким диаспорам и монаршим особам с немецкими корнями.
Немецкая традиция становится польской
В Польше украшать ёлку начали после разделов Речи Посполитой. Сначала это делали немецкие колонисты на территориях, которые отошли к Пруссии. На протяжении XIX века традицию перенимали польская шляхта, мещане и богатые крестьяне. Раньше всех она закрепилась в Варшаве, а также в городах с большой долей немецкого населения: в Силезии и на Балтийском побережье.
Массово рождественские ели в польских домах, в том числе и в деревнях, стали появляться лишь в начале XX века и в межвоенный период в 1921-1939 годах. Однако в некоторые места южной и восточной Польши, в том числе на Подляшье, эта традиция пришла только после Второй мировой.
В то время ёлки в домах наряжали яблоками, орехами, украшениями, сделанными своими руками, например из цветной бумаги, а также свечами. Покупные игрушки, особенно стеклянные шары, некоторые поляки считали «немецкой выдумкой», к тому же дорогой, и отказывались от них.
В межвоенный период в польских городах стали устанавливать и общественные рождественские ели, в том числе с электрическими гирляндами. Яркие деревья красовались на главных площадях, у вокзалов, театров.
Поляки не перестали праздновать Рождество и после установления просоветской Польской Народной Республики. Ёлки устанавливали в домах по всей стране, а «немецкие» игрушки из стекла со временем стали «польскими».
Интересно, что с конца 1960-х в Польше началась мода на искусственные разборные ёлки. Рекламируя их, подчёркивали, что это экологический продукт. Популярность живых деревьев вернулась в 2000-е.
В Беларуси ёлки запрещали дважды
В Беларуси рождественская ель появилась также после разделов Речи Посполитой и опять-таки благодаря немцам. В начале XIX века украшать хвойные деревья начали немцы, жившие в Санкт-Петербурге, в 1840-х годах за ними стала повторять русская знать, а потом и остальные горожане. Постепенно столичная мода распространялась на запад и добралась до беларусских городов. В деревнях же германская традиция ещё долго не приживалась.
После падения Российской империи Беларусь стала частью Советского Союза. Какое-то время новая власть не трогала ель и даже пыталась сделать её символом «комсомольского рождества». Более того, большевики отменили запрет на ёлку, который ввёл православный Синод во время Первой мировой войны, чтобы оградить население от традиций врага — немцев.
Но всё изменилось после смерти Ленина: началась борьба с Рождеством. Сначала были просто рекомендации, высмеивание «буржуазных пережитков» в прессе, запреты на вырубку и продажу деревьев.
Однако в 1929 году праздновать Рождество запретили официально, а за тем, чтобы граждане не ставили ёлки, стали следить специальные люди. Это касалось в том числе и детских садов, где утренники с зелёной красавицей уже успели стать традицией.
Рождественская ёлка становится новогодней
Тем неожиданней было, когда 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появился призыв: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» На следующий день в городах, в том числе в Минске, открылись ёлочные базары и ярмарки, а в детских садах, школах и рабочих клубах спешно начали организовывать праздничные мероприятия. Немецкая традиция вернулась, но ель теперь стали называть новогодней, а не рождественской, а её верхушку — вместо Вифлеемской — украсила красная звезда.
Первую общегородскую ель в Минске установили, судя по всему, в 1945 году, а впервые сфотографировали в 1951-м. Вечнозелёное дерево с минимумом украшений поставили напротив Дома правительства.
Новогодние праздники с ёлкой проводились в школах, детских садах, дворцах культуры БССР. Однако в собственных домах хвойное дерево беларусы ставили нечасто, в том числе из-за проблем с жильём: страна отстраивалась после Второй мировой. Эта традиция стала массовой в наших городах только в 1960-х, а в деревнях её приняли ещё позже.
Ель — символ смерти
Славяне украшали свои дома хвоей к Рождеству и до появления немецкой традиции. К примеру, поляки использовали для этого еловые, сосновые и пихтовые ветки, которые вешали на стены, двери, заборы. В некоторых южных горных регионах было принято подвешивать на потолке над столом сплетённые хвойные ветви или даже целую верхушку дерева. Часто такую «люстру», которую называли подлазьничкой (podłaźniczka), украшали яблоками, орехами и облатками.
Эта традиция имеет языческие корни — вечнозелёные растения символизируют новую жизнь и возрождение природы, которое начинается после зимнего солнцестояния. Также они должны были охранять дом от злых сил и проклятий.
В беларусской же народной мифологии хвоя связана с миром мёртвых. До сих пор сохраняется обряд, когда путь, по которому несут покойника до кладбища, посыпают еловыми иголками. Хвойные ветки также используются для изготовления погребальных венков. Возможно, из-за такого символизма беларусские крестьяне долгое время не принимали немецкую традицию.
Но свои хаты наши предки к Рождеству всё же украшали. Прежде всего вешали под потолок соломенных «пауков»: считалось, что они вбирают в себя всё злое. Кроме того, если рядом с «пауком» зажечь свечу, то солома будет «сверкать» в отблесках пламени, почти как солнце, которого так не хватает зимой.
Не забудь подписаться на MOST в Телеграм. Мы главное медиа беларусов в Польше.