Беларусский актёр и режиссёр Александр Енджеевский с семьёй вынужден был покинуть Беларусь полгода назад. Сейчас Александр и его жена дизайнер Екатерина Евдокимова-Енджеевская живут в польском Белостоке и уже реализуют в эмиграции первые проекты. Здесь Александр поставил спектакль «Шлях да Батлеема». О том, возможна ли творческая реализация в эмиграции, Александр и Екатерина рассказали MOST.
«Мы знали, что жизнь уже не будет прежней»
До эмиграции Александр служил в Гродненском театре кукол и вёл развлекательные мероприятия, а его жена Екатерина работала дизайнером и параллельно создавала деревянные игрушки ручной работы.
После протестов 2020 года мир семьи перевернулся с ног на голову: вначале Александра попросили уйти из театра, а затем задержали за распространение якобы экстремистских материалов. Беларусы решились эмигрировать, выбрав в качестве нового дома польский Белосток — здесь они уже полгода.
— Уезжая, мы знали, что жизнь уже не будет прежней. Морально были готовы к тому, что придётся начинать заново, — рассказывает Александр.
Для Екатерины полгода в Белостоке превратились в своеобразное «прозябание». Она признаётся: казалось, что они застряли в хаосе и непонимании, куда двигаться дальше.
«Дети должны интегрироваться в культуру страны, где они живут»
Тем не менее семья уже начала осуществлять первые творческие проекты в эмиграции. Александр поставил рождественский спектакль «Шлях да Батлеема».
«Шлях да Батлеема» шёл и в Гродненском театре кукол, но Александр объясняет, что в Польше поставил совершенно другой спектакль с таким же названием и по мотивам той же сказки. В Белостоке премьера спектакля состоялась 28 декабря 2023 года в Молодёжном культурном центре.
Главные роли в спектакле исполнили беларусские дети, которые переехали в Польшу вместе с родителями.
— Я считаю, что дети должны интегрироваться в культуру той страны, где они живут. Было бы неправильным закрываться в рамках своей маленькой «общины». Поэтому язык спектакля — польский.
Спектакль пошёл буквально с колёс: у детей было не больше 10 репетиций, прежде чем спектакль впервые увидели зрители. Из-за отсутствия специального помещения для репетиций некоторые встречи проходили прямо в квартире, где живёт семья.
«Возобновить деятельность в полную силу — отдалённо витает в мыслях»
Куклы — неотъемлемая часть «Шляха да Батлеема» — тоже создавались «на коленке».
— В Беларуси у меня была собственная мастерская, которая находилась в одном из уютных двориков Гродно, — рассказывает Екатерина. — Мастерская для художника — это второй дом, где ты можешь творить, грустить и радоваться. Поэтому лишиться её было морально непросто.
Сейчас Екатерина создаёт игрушки в польской квартире, но достигнуть тех масштабов, которые были в Беларуси — пока невозможно.
— Это банально неудобно, мне просто не хватает места. Уезжая из Беларуси, я распродала все материалы и станки. В Польше сырьё в разы дороже. Поэтому возобновить деятельность в полную силу — даже не мечта. Так, где-то отдалённо витает в мыслях, — отмечает Екатерина.
«Пробуем свои силы везде, где можем»
Семья надеется, что рождественский спектакль перерастёт в большее. Александр уже подал заявку на грант — в случае успеха можно будет думать об открытии театральной студии для детей и взрослых.
— Пойти на работу в театр довольно проблематично из-за акцента, кроме того, театральные труппы в Белостоке полностью укомплектованы. Поэтому пробуем свои силы везде, где можем — подаём заявки на творческие проекты, развиваем аккаунты в соцсетях и маркетплейсах. Ещё я учусь на массажиста в полицеальной школе.
Екатерина продолжает продавать игрушки. Однако в последнее время заказов стало меньше.
— Обычно декабрь был самым ходовым месяцем из-за праздников. Но в этом году почему-то всё глухо. В основном кукол заказывают беларусы со всего мира.
«Подводных камней в разы больше, чем на родине»
Беларусы считают, что реализовать творческий потенциал в Польше реально, однако это потребует больших усилий и времени.
— Казалось бы, перед тобой вся Европа, огромный рынок сбыта. Но и подводных камней становится в разы больше, чем на родине, — отмечает Екатерина.
В Беларуси Екатерина состояла в Союзе дизайнеров, что давало некоторые преференции — например, платила за мастерскую по пониженному коэффициенту.
— Здесь же таких плюшек нет. Хочешь снимать помещение под творчество — без проблем, но будь готов ежемесячно платить за него столько же, сколько и за аренду квартиры.
В Польше есть возможность вести незарегистрированную деятельность, если доходы физлица не превышают установленных лимитов. Екатерина выбрала такой формат работы, поэтому ей приходится следить, чтобы поступления не превышали пороговых величин.
— Налогом не облагается сумма до 2500 злотых. Если в месяц мне на карточку «капнет» больше, придётся в течение семи дней открывать ИП или платить большой налог. Но пока мы не можем потянуть ИП, — рассказывает Екатерина.
«Нас сразу окружили заботой»
Зато отношение к работникам культуры в Польше значительно лучше, чем в Беларуси.
— Тут все приветливые, дружелюбные и культурные. Когда мы пришли на репетицию в Белостокский молодежный центр культуры, нас сразу окружили заботой. Были открыты, демонстрировали готовность помочь во всём. Такое внимание было со стороны даже тех работников, которые напрямую не имели отношения к выступлению, — отметил Александр.
Екатерина обратила внимание и на разницу в творческом процессе. В Беларуси детей муштровали, заставляя работать на результат:
— Главная цель — понравиться тёте с начёсом из райисполкома. А в Польше важнее сам процесс, погружение в творческую среду, эксперимент и возможность выразить себя.