Дизайнеру Екатерине Евдокимовой из Гродно 42 года. Второй год беларуска живёт в Белостоке и возрождает здесь небольшую мастерскую деревянных игрушек, которую когда-то открыла в своём родном городе. О вынужденной эмиграции и о том, как заново завоёвывать интерес покупателей, она рассказала MOST.
Беларуски — как неваляшки: как бы ни наклоняли, всё равно встают
Мы встречаемся с Екатериной в её небольшой, но очень уютной квартире. Женщина приглашает в свою мастерскую — так она называет одну из комнат.
На деревянных полках разместились яркие радуги, причудливые куклы, известные сказочные герои, милые наборы посуды, совсем крошечные часы…
— Есть у меня одна незавершённая работа, но очень любимая… Это матрёшки! Я посвятила её девушкам-участницам женских маршей в Беларуси… Главная матрёшка сделана по образу Нины Багинской, дальше — медработница с бело-красно-белым зонтиком. Но чтобы закончить всю работу, нужно настроение… А оно, как понимаете, сейчас не очень, — говорит Екатерина. — И вот ещё есть у меня неваляшки — тоже символ беларусок. Как бы их ни наклоняли, они всё равно встают…
Почти все эти игрушки Катя привезла из Гродно. Сюда же женщина перевезла и деревянные заготовки, которые успела сделать до эмиграции. Сейчас беларуска готовится к большой рождественской ярмарке в Белостоке. Правда, среди игрушек есть те, которые Екатерина не готова продать никогда.
— Вот, например, олень святого Губерта — символ родного Гродно. Сделала его изо льна, наполнителя и обычных палочек, которые пособирала по городу, — Катя прижимает игрушку к сердцу и признаётся, что очень скучает по городу.
«Представляла, как учу детей рисовать персик, а они всё равно рисуют зад»
Из Гродно Катя, её дочь и муж, известный в городе актёр театра кукол Александр Енджеевский, переехали в прошлом году. Беларуска признаётся, что планов покидать родину у семьи никогда не было:
— Я всегда говорила, что в случае чего последняя выключу свет, а Саша добавлял: «А я перекрою воду». Но оставаться в стране было небезопасно, и мы уехали, — объясняет собеседница.
К созданию деревянных игрушек Катерина пришла не сразу. Когда-то она окончила училище приборостроения, а позже Гродненский государственный университет, где получила диплом дизайнера.
— Сначала меня распределили в деревню, название которой я даже уже не вспомню. Я представила себя в деревенской школе, как топлю печку… Как учу детей рисовать персик, а они всё равно рисуют зад, — улыбаясь, вспоминает Катя. — Это совсем не входило в мои планы. И я сказала в университете, что отказываюсь от диплома. Но мне потом разрешили найти самостоятельно место работы и перераспределиться… Так я попала в рекламное агентство. Но работа была скучной — восемь часов за компьютером, а мне всегда хотелось что-то создавать руками.
Позже беларуска работала стиль-менеджером в одном из самых известных в городе ресторанов — стояла у истоков его открытия.
— Помню, как пришла в первый рабочий день и мне нужно было сказать строителям, что ту лестницу, которую они сделали в ресторане, нужно снести и заново построить, потому что во Франции так не делают! Мне было 23 года, и я всю ночь не спала — думала, как мне это сказать. Набралась смелости и сказала. Ну вы представляете, куда я была отправлена, — смеётся Катя. — Но, правда, меня послушали и снесли её. А вообще в мои обязанности входило многое, начиная от запахов в ресторане, одежды персонала и заканчивая организацией мероприятий. Там я проработала шесть лет.
«У вас что, тут Карлсоны живут?»
После рождения дочери Екатерина всерьёз задумалась о личном деле. Сначала это был свадебный декор, а потом мастерская по изготовлению деревянных игрушек. Начинала беларуска их делать в своей квартире-студии, которая была расположена в историческом центре Гродно.
— Там были огромные панорамные окна. Из одного окна был виден Фарный костёл, из второго окна — Бернардинский, из третьего — Бригитский монастырь. В хорошую погоду при открытом окне можно было слышно, как там поёт хор, — в глазах Екатерины блестят слёзы. Воспоминания даются беларуске нелегко. — А какие там закаты были в этом окне! Не могу их забыть. Да и не хочется совсем!
У той квартиры была своя необычная история. Однажды Екатерина приехала в гости к гродненским друзьям, и те повели её на экскурсию.
— Я увидела этот дом с окнами под крышей и говорю: «Да ладно! У вас что тут Карлсоны живут?», — смеётся собеседница.
А потом, уже в студенчестве, Катя увлеклась фотографией. И однажды с другом забралась на одну из заброшек в центре города, чтобы сфотографировать тот самый дом, где в будущем купит квартиру.
— Я даже помню, как я фотографировала на «Зенит» эти окна. Но тогда и не подозревала, что когда-то буду там жить. У меня и сейчас в альбоме где-то лежит эта чёрно-белая фотография… Но пока я его не открывала… Знаю, что это будет нелегко.
«Отправляла оптовые заказы даже в Сингапур»
Потом гродненка для своей мастерской арендовала отдельную квартиру: в одной комнате она мастерила, в другой — принимала клиентов.
— У меня всё было для работы: огромная ленточная пила, сверлильный станок, фрейзер, гравёр, лобзик, компрессор… Благодаря сарафанному радио и участию на выставках у меня стало появляться много клиентов. Это были логопеды, психологи, учителя, медицинские и игровые центры, которые заказывали игрушки для детей… Я отправляла оптовые заказы даже в Сингапур. Покупали игрушки и просто мамы. Ведь такие вряд ли найдёшь в магазине. Для них я использую только натуральное сырьё — дерево и гипоаллергенные краски. Их можно грызть, облизывать — и ничего не случится!
Перед спонтанным переездом в Польшу всё оборудование пришлось распродать. Как признаётся Катя, за копейки. Ведь станки перевезти за границу почти невозможно. Но бросать любимое дело в эмиграции беларуска не планирует. И хоть из инструмента остались только резцы, планы у мастерицы большие:
— У меня есть большое желание творить. Сейчас мне, конечно, снова предстоит завоёвывать мир, но я готова к этому вызову судьбы, — с улыбкой признаётся Катерина.
Не забудь подписаться на MOST в Телеграм. Мы главное медиа беларусов в Польше.