Журналист MOST на 10 дней уехал в балтийскую глушь, чтобы отказаться от разговоров, интернета, развлечений и даже возможности писать тексты. Он медитировал по 10 часов в сутки и питался вегетарианской едой, а на ужин пил чай с половинкой банана.
И всё это, чтобы рассказать, что такое Випассана, как получать удовольствие, когда вокруг только природа, почему даже буддисты выгоняют русских на улицу и действительно ли нужно испытывать на себе такой опыт.
Что такое випассана и зачем её практиковать
Випассана — это одна из техник буддийской медитации, во время которой нужно наблюдать за ощущениями в теле. Есть различные ретриты, которые учат этой практике. Например, курсы бирманского наставника С.Н. Гоенки. Его уже нет в живых, но после себя он оставил большую сеть центров по всему миру. Их популярности поспособствовали, в том числе выступления основателя с трибуны ООН и на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2000-х годах.
Гоенка не уставал повторять, что его курсы вне религии, хотя теория там явно буддийская. Присутствуют в них и песнопения, но обрядов и ритуалов, статуй Будды и монашеских одеяний нет. По сути, это так называемый «светский буддизм».
Центры випассаны «по Гоенке» работают и в Восточной Европе, в том числе в Беларуси, Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Участие в ретритах бесплатное, но приветствуются пожертвования после окончания курса.
Зачем обычному человеку учиться этой практике? Сами организаторы говорят, что это тренировка ума. Наблюдая приятные и неприятные ощущения в теле, человек учится не реагировать на них. В будущем это поможет точно также не придавать значения внешним раздражителям и всегда быть уравновешенным.
«Здравствуйте! Вы на курс?» Прибытие
Курс длится 10 дней. На это время нужно отказаться от всего, что связывает с внешним миром — телефонов, книг и так далее. Студент (так называют участника ретрита) обязуется молчать девять дней и медитировать по 10 часов в сутки с перерывами. Просыпаться нужно в четыре утра со звуком гонга.
Я был на ретрите в апреле, локация находилась в глуши — в двух километрах от деревушки недалеко от одного из балтийских городов. Место живописное. Лес, поле, стога сена, красивый мостик через озеро, на котором ещё были остатки льда. Справа стоит длинное здание — там находились комнаты для студентов. Слева — двухэтажны домик, в который нужно зайти, чтобы зарегистрироваться. Посередине колодец с навесом и лавочками. Вокруг него аккуратно лежат сумки и туристические рюкзаки прибывших.
Захожу в здание, чтобы зарегистрироваться. Поднимаясь по лестнице слышу голоса — их много, говорят по-русски, по-английски, на балтийских языках. Внутри тепло от камина, здесь уже толпятся люди, сквозь них можно рассмотреть два стола, за которыми сидят парень и девушка — они записывают данные прибывших.
«Здравствуйте! Вы на курс? Возьмите, ознакомьтесь с правилами ещё раз, если со всем согласны, то можете устраиваться в своей комнате», — говорит администратор.
Мне дают бумажку с номером комнаты и койки. Забираю сумки из беседки с колодцем, иду в длинное здание.
«Русскоязычные — на улицу». Инструктаж
Я приехал довольно рано — соседей ещё нет, поэтому в одиночку начинаю распаковывать вещи — постельные принадлежности, тарелку, кружку, миску, ложку, вилку, одежку, средства гигиены.
Верчу в руках телефон, проверяю мессенджеры, что-то выкладываю в соцсети. Скоро гаджет придётся сдать на 10 дней, поэтому наслаждаюсь им по полной. Ем орешки, слушая как по узкому коридору начинают ходить люди — студенты прибывают и расселяются.
«Простите, а как пройти на женскую половину», — интересуется девушка, которая вдруг заглянула в комнату. На курсе действует половая сегрегация, поэтому здание разграничено на мужскую и женскую части. Пока ещё можно общаться и заходить на территорию друг друга, но с вечера это будет запрещено.
Наконец в комнату заходит первый сосед. Это литовец Роберт и он говорит по-русски. Позже появится латыш Томс, который языка Пушкина не знает, поэтому все трое общаемся по-английски.
Обучение на курсе ведётся на двух языках — английском и русском. Англоязычных студентов большинство — это ребята из стран Балтии. Русский выбрали, в основном, студентки из Украины, я и несколько ребят из Латвии.
«Инструктаж на английском языке будет в здании. Русскоязычные — на улицу». — скомандовала администраторка, после того как все сдали телефоны и поели вегетарианского супчика.
На дворе, возле колодца собралось человек 15. Администратор читает правила и ещё раз спрашивает, всё ли со всем согласны. После этого мы отправляемся в зал для медитации — он находится на втором этаже общежития.
«Вам нужно повторить несколько формальностей». Это что, секта?
В зале рядами расстелены маты, на них лежат подушки. В стороне находится скамеечки и стулья для медитации, а также дополнительные подушки. Каждый может брать то, что ему надо. В зал нужно заходить без обуви.
Напротив матов сидит скрестив ноги мужчина. На женской половине в той же позе — женщина. Это учителя. Они супруги и приехали из Германии. Одеты в обычную одежду — штаны, кофта, платье.
Учитель включает запись — из колонок начинает звучать английская речь, с явным индийским акцентом. Это Гоенка. Потом звучит перевод на русский. Именно так и будут проходить все наставления.
Началась медитация. Она сопровождается песнопениями в исполнении Гоенки. Звучит непривычно и смешно. Но потом к ним привыкаешь. Они нужны «для создания позитивных вибраций».
После «пробной» медитации. Гоенка просит принять «четыре формальности». Эти формальности произносятся на языке пали — на нём были написаны священные книги буддизма. Закрадывается мысль: не секта или это? Студенты на время курса принимают Три драгоценности — Будду, Дхамму (учение) и Сангху (общину).
Также принимаются 5 предписаний (шила):
— не убивать;
— не красть;
— воздерживаться от секса;
— не употреблять одурманивающих веществ;
— не врать (усилено до «не разговаривать»).
После первой медитации студенты идут готовиться ко сну — принимают душ, чистят зубы и ложатся в постель. Всё это уже в полном молчании
«Уехать хотелось постоянно». Первый день
Гонг. 4:00. За окном темень, но надо вставать. Есть пол часа, чтобы привести себя в порядок и идти в зал для медитации. Первые три дня идёт обучение технике анапана — наблюдении за дыханием. Это подготовка к випассане — таким образом ум учится быть внимательным, «становится острее».
С непривычки два часа высидеть сложно. Позу меняю постоянно. Наблюдать за дыханием ещё сложнее, постоянно появляются какие-то мысли. После медитации все идут на завтрак. Кормят вегетарианской едой, но голода не испытываешь, даже несмотря на то, что вечером положен только чай и фрукты. Однако свои пять килограммов, в итоге, я потерял.
После завтрака — отдых. Практически все его тратят на дополнительный сон. Это, пожалуй, самое приятное в течение дня.
Уехать, в первое время, хотелось постоянно. На третий день я даже посматривал в сторону своих сумок, которые стояли возле кровати. Но в итоге желание узнать, чем всё закончится победило. Каждый день завершается медитацией, перед которой проходит лекция, где Гоенка рассказывает теорию буддизма, не называя его буддизмом.
«Шоколад?» Маленькие радости
На второй день я уже немного привык к распорядку, и после утреннего гонга мог себе позволить минут 10 полежать в кровати, рассчитав время так, чтобы успеть умыться, почистить зубы и не опоздать на медитацию. Сегодня мы наблюдаем за дыханием на маленьком участке вокруг ноздрей. Мыслей стало меньше, но всё равно их достаточно.
— Шоколад? Да, это он!
Мы пришли на обед, и в столовой на тарелочке лежат кусочки шоколада. Это было самым ярким впечатлением за этот день. Я так не радовался привычным мелочам уже давно. В последующие дни нас продолжили радовать сладостями на обед — овсяным печенье, конфетами, яблочным пирогом.
Нам везло с погодой. Все дни светило ранее весеннее солнышко, поэтому после приёмов пищи все отправлялись гулять. Мне нравилось бродить по тропинкам и наблюдать за одиноким деревом в поле. А мой сосед Роберт каждый раз устраивал себе чемпионат по спортивной ходьбе, именно он энергичным шагом вытоптал маршруты, по которым все неспешно бродили.
«Начинаем учиться випассане». Адиттана и аничча
На четвертый день начинают учить випассане. При этом три раза в день нужно принимать адиттану — медитировать по часу не меняя позы. Это сложно, ведь всё затекает. Я решил попробовать и… получилось. Действительно боль со временем стала исчезать, и в конце сидения возникла какая-то эйфория.
Но наступил следующий день и всё как будто вернулась к базовым настройкам. Снова стало сложно высидеть час, снова вернулось желание уехать. На лекциях нам рассказали о понятии «аничча» — всё в этом мире меняется и проходит, в том числе ментальная боль. Помогало ли это осознание? Не особо.
На шестой день на мужской стороне зала для медитации стало меньше матов. Два студента уехали. Мой сосед Роберт тоже начал собирать вещи, но в итоге решил остаться. Было видно, что для него медитация — это очень сложно. Один раз он даже заснул прямо в зале.
У всех практика шла по-разному. Кто-то с первых дней сидел как Будда, кто-то до конца курса так и не смог научиться не менять позы в течение часа, а кому-то помогли скамейки и стулья.
«Я столько передумал за эти дни». Возвращение в цивилизацию
На десятый день разрешили говорить. Это случилось после ужина и медитации. Мужчины зашли в общежитие молча, на женской же половине уже во всю звучали голоса, причём громче всего щебетали по-русски. Минут через пять-десять разговорились и мы.
«Я столько передумал за эти дни, столько передумав. Столько идей появилось», — начал рассказывать Роберт о своём опыте.
Для каждого эти 10 дней прошли по-разному. Кто-то освоил технику випассаны, кто-то использовал этот курс для того, чтобы отвлечься, для кого-то ретрит стал временем для раздумий.
В последний день было много свободного времени, его использовали для общения, причём мужчины могли беседовать с женщинами. Говорили обо всём. Светило солнце и была очень приятная атмосфера.
На следующий утро, после завтрака, все стали собираться домой. В столовой поставили стол для пожертвований, к которому иногда подходили люди — никто не гонялся за студентами, и не напоминал про деньги.
Стал ли буддистом и продолжаю ли практиковать випассану? Нет. Поеду ли я ещё раз? Вряд ли. Было ли мне полезно? Не знаю. Но это, однозначно, интересный опыт — вырваться на 10 дней из цивилизации и не думать ни о чём. Неплохой способ привести мысли в порядок, почувствовать себя монахом или просто необычно отдохнуть.